Древние распевы — самое прекрасное для молитвы

Древние распевы — самое прекрасное для молитвы

«Петь в храме должны именно те, кого Господь «сподобил причаститися Святым Своим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам».

14 октября 2013 г.

В нижегородской филармонии с единственным концертом выступил Праздничный хор Валаамского монастыря. Это удивительный коллектив. Не потому лишь, что в нем — высокопрофессиональные, востребованные музыканты, много солистов с редкими голосами (от басов-профундо до контртеноров). Созданный в девяностые годы прошлого века, он не только исполняет духовные сочинения современных российских авторов, но и хранит традиции древнего православного богослужебного пения. После концерта мы встретились с художественным руководителем хора Алексеем Жуковым.

12_2013

— Алексей, знаю много примеров, когда творчество, музыка приводили к вере, и люди шли в храм. Есть и другие примеры: человек в силу каких-то жизненных обстоятельств — например, финансовых трудностей — начинал петь в церковном хоре. В результате становился горячо верующим. Какая из историй — о вас?

— Не та и не другая. Моя бабушка, в отличие от родителей, была верующей. Она привела меня в храм, когда я был еще ребенком. А уже после армии, имея к тому времени музыкальное образование, я стал петь в церковном хоре, затем в хоре Валаамского монастыря. С 2005 года стал его художественным руководителем.

— Коллектив участвует во всех Патриарших богослужениях на Валааме и Санкт-Петербургском подворье монастыря, сопровождает приемы высоких гостей обители. С января этого года началась ваша постоянная гастрольная деятельность. Праздничный хор — это профессиональный коллектив. Но на Валааме, как известно, существует еще и хор братии…

— Да, это замечательный хор. Он не концертирующий. Мы, кстати, очень стремимся к тому, чтобы на Патриарших богослужениях петь вместе, над этим сейчас серьезно работаем. Потому что пение братии — неповторимо. Оно, помоему, вообще более правильно, в отличие от пения просто профессионалов, отображает смысл богослужебных песнопений и текстов. Мы не можем мыслить так, как люди, живущие монастырской жизнью. По крайней мере до тех пор, пока сами не начнем принимать живое постоянное участиев литургической жизни и Евхаристии.

Я глубокий противник профессионального пения в храме. По моему мнению, когда профессиональный хор поет «Видехом Свет истинный…», происходит подмена: ведь хор поет от лица всех верующих, выражает их мысли и чувства. Но в составе хора бывают люди и невоцерковленные. И даже будучи верующими, профессионалы во время богослужения больше следят за дыханием, правильностью исполнения произведения и так далее, нежели за своим духовным состоянием. Петь в храме, я считаю, должны именно те, кого Господь «сподобил причаститися Святым Своим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам». Такого преобладания профессиональных певцов, как в России, нет ни в одной Православной Церкви: ни в Греции, ни в Сербии, ни в Болгарии, ни в Финляндии, где мне доводилось бывать. В этих странах ведущие певцы, руководители церковных хоров — в большинстве случаев профессиональные музыканты, но поют с ними в основном любители, то есть люди, которые это делают по любви к Богу и ближним.

Должны петь община, приход, в монастырях — братские, сестринские хоры. Хотя, с другой стороны, если светские люди поют в храмах, они хоть как-то соприкасаются с Церковью. Абсолютно иное дело — концертное исполнение как богослужебного репертуара, так и авторской духовной музыки. В этом, на мой взгляд, особый смысл и миссионерское значение.

— Основа вашего репертуара — православное богослужебное пение разных стран и времен, древнерусское знаменное пение, известный валаамский распев. В чем секрет его самобытности и как сложилась эта певческая традиция?

— В свое время мне удалось поговорить на эту тему с отцом Фотием, одним из шести братьев, которые начали возрождать монашескую жизнь на Валааме в декабре 1989 года. Они решили: раз мы на Валааме, должны петь по-валаамски. Руководством для них стал сохранившийся экземпляр Валаамского «Обихода», изданный в 1902 году. В этой книге собран весь годовой круг богослужебного пения.

Наш богослужебный репертуар оформлялся в Валаамском монастыре на протяжении последних 25 лет. В основе — знаменное пение. Валаамский распев — это местная традиция знаменного пения, византийские напевы тоже широко используются на Валааме и у нас на подворье. Это очень строгие песнопения, звучащие на один или два голоса.

Особенность современного валаамского церковного пения как раз в том, что русские распевы исполняют в греческой манере, с выдержанными нижними тонами. Такая традиция появилась благодаря трудам и творчеству иеродиакона Германа (Рябцева), долгое время возглавлявшего братский хор на Валааме. Вообще по поводу знаменного и распевного богослужебного пения хотелось бы сказать (я долго шел к этому, и вывод для себя сделал совершенно однозначный), что оно является самым лучшим, приемлемым, удобным и самым прекрасным для совершения молитвы в храме.

— Но вы исполняете и светскую музыку. Мы сегодня слышали песни военных лет. Что еще в репертуаре?

— С января этого года, то есть с того времени как мы начали выступать с концертами более или менее постоянно, мы создали две программы. Одна — «Вера и Победа», которую услышали нижегородцы. Здесь — богослужебное пение, духовная музыка и песни военных лет. Другая концертная программа, созданная совместно с профессором Московской духовной академии протодиаконом Андреем Кураевым — «Завтра весна». В ней очень много светской музыки: «Мама» Валерия Гаврилина, «Над небом голубым» на стихи Анри Волхонского, «Прекрасное далеко» Евгения Крылатова… Это вообще великолепная песня, глубочайший смысл в стихах Юрия Энтина.

За год до этого мы записали двойной звуковой альбом «Мелодии русской души», где звучат русские народные песни, романсы, песни Русской армии, казачества, умные советские лирические произведения. В планах — из первой концертной программы сделать две самостоятельные. «Вера» будет посвящена духовной музыке. Вторая часть — «Победа» — станет отдельной программой, посвященной победе нашего народа в Великой Отечественной войне.

— Если уж мы заговорили о планах, то каков дальнейший маршрут гастрольного тура?

— Мы выступаем по благословению нашего владыки епископа Троицкого Панкратия, игумена Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, и при поддержке Благотворительного фонда Геннадия и Елены Тимченко, который очень серьезно помогает восстановлению Валаамской обители. Наши концерты состоятся в тех местах, где фонд ведет активную благотворительную деятельность. Ближайшие концерты пройдут во Пскове, Саратове, Рязани, Иванове. А в Нижний Новгород мы надеемся приехать снова. Нас здесь приняли очень тепло, за что мы всех искренне благодарим!

Справка:

Алексей Жуков
Регент праздничного хора Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря. Петербуржец в третьем поколении. Выпускник Санкт-Петербургского хорового училища им. М. И. Глинки и Санкт-Петербургской государственной академии культуры. Служил регентом собора Архангела Михаила в Ораниенбауме и регентом Никольской церкви на Большой Охте (г. Санкт-Петербург), затем регентом Санкт-Петербургского подворья Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. На протяжении 15 лет является участником и руководителем мужского вокального ансамбля «Валаам». С 2005 года по благословению епископа Панкратия, игумена Валаамской обители, руководит Праздничным хором Валаамского монастыря на Патриарших богослужениях. В 2008 году награжден именной грамотой митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира «За усердные труды во славу Святой Церкви».

_

Беседовала Надежда Муравьева «Нижегородская митрополия»